Особенности национального автомобилизма - 2. Финляндия
Первое и главное: в Финляндии следует строго соблюдать скоростной режим. Он здесь один из самых жестких во всей Европе: 50 км/ч в населенных пунктах, 80 за городом, иногда 100. Контроль скорости чаще всего ведется из ничем не примечательных движущихся автомобилей. Лимит превышения не более 7 км/ч. Сигналить фарами о радаре вам никто не будет, а "влетите" мало не покажется: около 80 евро за лишние 10 км/ч и вновь гарантированные проблемы с визой минимум на год.
Не рекомендуется привычная многим нашим "дерганая" езда, обгоны через сплошную осевую и встраивания между близко идущими машинами. Законопослушный финн может запросто набрать по мобильному номер полиции и банально "сдать" вас.
Зато можно вполне насладиться очень неплохим состоянием дорог, четкой разметкой и осознанием того мало известного у нас факта, что если не лезть к перекрестку по встречной и обочине, то пробки не создается, а очередь движется достаточно быстро. Впрочем, о пробках немного позже.
Ценители строгого северного ландшафта оценят красоту центральной Финляндии. Скалистые выступы, невысокий лес, ухоженные деревеньки... А когда среди деревьев все чаще начнет поблескивать гладь воды значит, вы прибыли в край тысячи озер... Три сотни километров от границы до Ювяскюля обычно протекают достаточно быстро.
У цели. Предупрежден значит вооружен!
Конечно, официально ралли стартует в четверг. Конечно, вполне можно пропустить стартовый "суперэтап" параллельную гонку в пригороде Ювяскюля и начать просмотр с первых "настоящих" лесных спецучастков, в пятницу с утра. Но добрый совет: не пожалейте времени на рекогносцировку.
Приехать лучше заранее, чтобы уже четверг с самого утра посвятить ралли. "Гурманы" вряд ли упустят возможность посмотреть шейкдаун тестовый участок, на котором настраивают свои машины пилоты заводских команд. В любом случае загляните в штаб ралли. Он находится в Ювяскюля и размещен в выставочно-деловом центре Paviljonki. Кстати, в нынешнем году здесь будет находиться и единственная на всю гонку сервисная зона.
В штабе первым делом стоит приобрести трехдневный Rally Pass (50 евро), дающий возможность прохода на все спецучастки "оптом". "Универсальный" пропуск быстро окупит себя: "поштучно" при входе на спецучастки придется платить по "червонцу", современный же формат позволяет смотреть по три, а особо упорным и по четыре допа в день. Для мотоциклистов существует специальный Bikers Pass (60 евро), который к тому же позволяет бесплатно парковаться во многих местах. Еще некоторую сумму имеет смысл отдать за программу ралли. В ней на английском публикуется расписание, базовая информация о гонке, список участников и, конечно же, карты, потрясающие своей информативностью. На них обозначены интересные места (порой с комментариями известных пилотов), схемы подъезда; есть и огромная (на двух сторонах) общая карта ралли.
Оставлять "на потом" покупку билетов и карт не стоит. На спецучастках ни карты, ни общие пропуска не продаются. Только разовые билеты, кофе и неизменные финские "гоночные" жареные сардельки, которые к концу ралли вы уже начнете тихо ненавидеть...
Из обязательных покупок, пожалуй, все. Но любители сувениров наверняка проведут часок, выбирая кепки, свитера, футболки, куртки в ралли-шопе. А потом еще столько же в каждом из магазинов любимых команд. Если повезет, истинные ценители ралли смогут в эти предстартовые дни успеть ухватить раллийный ежегодник знаменитого британского журналиста Мартина Холмса с потрясающими фото и подробнейшей статистикой.
Кстати, в штабе ралли можно купить еще одну небесполезную вещь миниатюрный радиоприемник, настроенный на волну "Ралли-радио". Прямой репортаж о гонке идет практически непрерывно, с периодическими вкраплениями результатов и особо важных новостей на английском языке. На ралли очень приятно быть в курсе событий: ты стоишь на спецучастке и узнаешь, какое место на финише занял только что пролетевший мимо тебя экипаж. Можно также подписаться на рассылку SMS-результатов за небольшую сумму (в пределах 10 евро) на ваш телефон будут присылать сообщения после каждого спецучастка.
Нелегкая это работа...
Да, быть настоящим болельщиком непросто! Масштабы действа впечатляют. Три дня три круга ралли (стартовый этап пока не в счет). К северу от Ювяскюля гонка уходит километров на 50 80, а "южная петля" и вовсе на полторы сотни. Кстати, именно сюда приезжает множество болельщиков из одного из крупнейших городов Финляндии Тампере. Это стоит учесть, планируя свои передвижения, количество зрительских машин из Тампере добавляет загруженности подъездных дорог и парковок.
Советуем планировать маршрут заранее. Вариантов проезда от одного спецучастка к другому немного, но вот время рассчитать стоит. Потраченный накануне вечером час штурманской работы сэкономит назавтра немало времени и нервов.
Если вы непременно хотите посмотреть суперэтап парную гонку на ипподроме Killeri (а хотя бы разок сделать это стоит непременно), то при нынешнем формате ехать туда надо в первый день. Прибыть лучше с большим запасом по времени из-за аншлага, скорее всего, придется пройти несколько километров пешком.
Остальные же дни можно посвятить "лесным" спецучасткам, главному украшению любого ралли, а уж этого и подавно. И вот тут вы поймете, что ралли в Финляндии действительно национальный вид спорта. Это у нас порой можно и не заметить, что где-то рядом проходит гонка. А тут к трассе стягиваются тысячи машин, мотоциклов, десятки и сотни тысяч болельщиков. Соответственно, среднюю скорость при расчетах следует закладывать очень маленькую не более 20 км/ч.
Ближе к спецучастку нужно найти место для парковки. Паркуйтесь там же, где все, и будьте готовы к тому, что до трассы придется идти 20 30 минут. Не стоит пытаться подъехать поближе там мест уже точно нет. Психика русского человека в этот момент подвергается непривычному испытанию, но нужно понимать, что если все полезут вперед, то просмотр в этот день закончится и перейдет в долгое выползание из безнадежной пробки. Бросать машины как попало здесь не принято если вдоль дороги, то в один ряд, если на специально выделенной площадке то под руководством хозяина этой площадки или кого-то из персонала ралли.
В нынешнем сезоне в маршрут вернулся спецучасток Ruuhimaki один из наиболее красивых допов гонки. Припарковавшись на огромной площадке у заправки (забита будет, впрочем, и она) и пройдя километра полтора-два, вы сможете увидеть несколько потрясающих трамплинов, отрыв на которых происходит на скорости около 140 км/ч!
Да, ходить придется много. Дороги, используемые для самого ралли, перекрываются так рано, что проехать по ним не стоит и рассчитывать. Где-то за час до прохода первого автомобиля замирает движение и на ближних подъездах. Участков, где на автомобиле можно подобраться к интересному месту хотя бы метров на 500, не так много, и не вам, увы, быть там "самым умным" и самым первым. Так что прогулки по 2 3 километра в один конец явление нормальное. Утешайте себя тем, что вы подобрали себе удобную обувь, а в конце пути вас ждет зрелище экстра-класса.
Едут!
Если приехать часа за полтора, то можно застать момент, когда по трассе проскочат два десятка "грэвелов" (gravel crew) "разведывательных" экипажей, которые есть у каждого из заводских. В их задачу входит последняя проверка стенограммы и внесение оперативной информации (здесь накопали колею, тут не просохла лужа). Автомобили, не несущие никаких наклеек, идут в достаточно бодром ритме, но это еще не гонка.
За час до старта первого экипажа начинается проезд машин организатора. Кто есть кто, можно разобрать по наклейкам на бортах: служба дистанции, наблюдатели FIA, служба безопасности...
Но вот над лесом разносится истошный вой полицейской сирены. Это идут нулевые экипажи. Причем если "первым нулем" может идти просто полицейская машина (кстати иногда... с каркасом безопасности!), то второй ноль уже автомобиль спортивный. А третий и неплохой спортивный. За рулем которого, как правило, опытный спортсмен. Идет он в том ритме, который у нас часто показывают в ведущей группе, так что создается впечатление, что ралли уже началось.
Но это не так... Настоятельно советуем не расслабляться в оставшиеся минуты, иначе первый эффект будет смазан! Лидирующую группу, как правило, "ведут" вертолеты телевидения, они летят низко над дорогой, поэтому хриплый отстрел боевого мотора может и потонуть в шуме винтов. И когда нечто выскочит из-за поворота или взлетит над гребнем трамплина для зрителя-новичка это будет шок!
Да, вы можете быть опытным болельщиком на "национальном" уровне. Возможно, вы десятки раз видели, как мимо проносятся машины наших лидеров. Но на этапе мирового чемпионата, это, извините, не значит ничего. Национальные чемпионы (!) здесь будут ехать во втором, а то и в третьем десятке. Это не их вина, и не их неумение. Просто заводские пилоты и заводская техника это другая лига, другая весовая категория. Заводской "уорлд ралли кар" и те же машины с той же аббревиатурой WRC, но в "клиентской" спецификации две весьма большие разницы. А пилоты?
Эстонец Маркко Мартин после первых гонок в заводской команде жаловался: "Как же непросто менять психологию: перестать беречь технику и ездить посередине дороги!" Да, заводские пилоты нацелены на результат, на максимум, на запредельное. Для них дорога это сама дорога, обочина, немного канавы, а для особо отмороженных типа Колина МакРея иногда и то, что за канавой. В общем вы это увидите сами, добавить стоит лишь одно. К этим траекториям и к этим скоростям следует относиться с большим уважением. Не рассчитывайте на свое представление о законах физики для лучших мировых раллистов они действуют несколько иначе. И если где-то натянута ленточка, то она не зря натянута именно там, а не на пять метров ближе к дороге. Поверьте, зрелища с лихвой хватит везде!
Must see
Практически все спецучастки финского ралли имеют свою историю и интересны по-своему. Однако есть и "самые-самые". Один мы уже упомянули это Рууимяки. Но, наверное, самым классическим является Оунинпохья. Обычно его оставляли на последний день, однако в этом году отменили... Марафонский сорокакилометровый доп Мокси Лейусту очень долгое время идет вдоль шоссе, и к нему можно подобраться в самых разнообразных местах. Остальные спецучастки тоже прекрасны, но эти три можно смело отнести к категории "must see".
Как правило, подъезды к спецучасткам и парковкам обозначены на шоссе временными табличками с номерами СУ, расстоянием до допа и временем проведения СУ. Поскольку по нынешней раллийной моде спецучастки повторяются, то можно избрать тактику нахождения на одном месте. Оно, конечно, cпокойнее но увидите вы меньше, да и ждать иногда придется достаточно долго, не меньше четырех часов..
Торжественный финиш и награждение на финишном подиуме увы, не лучшее зрелище на этой гонке. Во-первых, тесно, во-вторых, смотреть особенно не на что. Если года три назад награждение было целой церемонией, с салютом, музыкой, демонстрацией на огромном экране фрагментов выступления призеров, банкетом (на который можно было купить билеты и потусоваться среди великих), то теперь все стало намного проще. Вручение призов, короткие интервью и все. В принципе, между просмотром спецучастка и возвращением в город на финиш интереснее выбрать первое.
А вот заглянуть в сервис-парк хотя бы разок имеет смысл. Причем выбрать именно то время, когда приезжают заводские экипажи (время прохождения сервис-парков теперь указывается в расписании). Уровень мировых ралли неуклонно растет, но, в общем, этот мир пока демократичен в отличие от Формулы-1, подойти к расположению команд можно почти вплотную. И увидеть вблизи и самих гонщиков, и то, как ловко работают бригады механиков. Да и машины в спокойной обстановке, а не проносящиеся мимо на безумной скорости.
Ну вот, пожалуй, и все. Инструкция такого рода может быть бесконечно длинной, но многое вам придется понять и самим. И главное каким может быть настоящее ралли! Захочется ли вам вернуться сюда снова? Большинство из тех, кто ездил хоть раз, возвращается, вновь и вновь присоединяясь к более чем полумиллиону болельщиков, ежегодно стремящихся увидеть Neste Rally вживую!