virago.ru

Гараж => Ремонт, Замена и "Кастомайзинг" => Тема начата: den all от Апреля 16, 2009, 12:03:45 pm

Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: den all от Апреля 16, 2009, 12:03:45 pm
http://viragotechforum.com/phpBB/viewtopic.php?t=15222

Вкратце - электролизом в растворе моющего средства.

Надо бы поставить эксперимент.
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: Fucking_Mad от Апреля 16, 2009, 04:31:20 pm
хе хе хе... для таких целей можно использовать ултразвуковую стиральную машинку:)) котороя помещаеться даж в дамской сумачке
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: den all от Апреля 16, 2009, 04:50:21 pm
Fucking_Mad

Мощи у нее не хватит. :)
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: BlackDeacon от Апреля 16, 2009, 04:52:14 pm
Цитата: "den all"
Fucking_Mad

Мощи у нее не хватит. :)

А если несколько в параллель? :D
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: den all от Апреля 16, 2009, 04:57:58 pm
BlackDeacon

Неравномерно будет чистить. :)

Сегодня поэкспериментирую с ржавыми гвоздями.
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: Fucking_Mad от Апреля 16, 2009, 05:04:10 pm
а как полируют аллюминий химически?? или вааще металлы??:)
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: den all от Апреля 16, 2009, 05:25:23 pm
Fucking_Mad

Ультразвуковая полировка (чистка) производится в абразивной среде. Ультразвуком их приводят в движение.

А здесь я не разобрался еще....
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: den all от Апреля 16, 2009, 08:52:48 pm
Я уже разбрался. Все работает.
Б/п это электричекий преобразователь ржавчины. Скоро фотки будут.
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: komisar от Апреля 16, 2009, 09:12:17 pm
А я на стиральной ультрозвуковой струйный картридж мыл,засохший почти полностью-получилось востановить...правда в водке с водой-не прощу себе разбавление водой водки-одно хорошо-картридж не пришлось покупать...
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: den all от Апреля 16, 2009, 09:15:25 pm
komisar

Стиральная ультразвуковая тоже пригодится, смыть со стенок бака весь налет до и после процесса.
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: den all от Апреля 16, 2009, 09:46:41 pm
В общем вот фотки: Общий вид, процесс и результат через час работы.

(http://nerungriugol.users.photofile.ru/photo/nerungriugol/3304955/xlarge/83609654.jpg)

(http://nerungriugol.users.photofile.ru/photo/nerungriugol/3304955/xlarge/83609651.jpg)

(http://nerungriugol.users.photofile.ru/photo/nerungriugol/3304955/xlarge/83609658.jpg)

На фотографиях:

1. Ведро с раствором стирального порошка и соды в воде.
2. Два ржавых "электрода" (одному из них 100 лет). :)
3. Автомобильное зарядное устройство.

Особое внимание надо уделить контакту зажима автозарядки к электродам. Может не быть контакта, поэтому крокодил обжимать тщательно, по возможности предварительно сняв слой ржавчины у места контакта.
Если с контактами все в порядке, включив зарядное устройтсво увидим что в цепи течет какой то ток. Сила его зависит от расстояния между электродами, степени их загрязненности и сопротивлению в точке контакта с зажимами.
В первый час я выставил ток в 1,5 ампера, но он имеет тенденцию к росту. То есть надо преиодически регулировать.

В результате часа работы на минусовом электроде на месте ржавчины образовался рыжлый черный налет (химики,дайте формулу процесса). Примерно похоже на тот что после преобразователя ржавчины остается, если поверхность не зачистить.

Внимание! Вся эта херня в процессе реакции выделяет газ, так что работать только в проветриваемом помещении!!!

Планирую оставить работать на ночь у открытого окна.
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: Second Half от Апреля 16, 2009, 11:08:07 pm
Странную вещь ты по-моему замутил, дорогой товарищ.
Хочешь формулу процесса?
Я, как дипломированный химик, тебе щас всё разъясню.
1. Раствор стирального порошка - электролит (то есть раствор, проводящий электричество). В состав порошка входят соли натрия. Все соли натрия растворяются в воде и образуют проводящие растворы. С тем же успехом можно было насыпать слои. Или медного купороса. Тогда на одном из электродов ты бы получил слой меди. Но об этом чуть позже.
2. При пропускании тока через раствор электролита может происходить 2 явления:
2а. Осаждение на одном из электродов металла из раствора.
2б. Электролиз (разложение) воды.
В данном случае наблюдаем именно второе.
На "+" у тебя выделялся кислород, а на "-" - водород.
Хорошо, что ты догадался устроить проветривание, а то бы пиздануло знатно.
Водород восстанавливает окисленное железо. Вот тебе черный налет.

Вроде, всё рассказал. Чего не понятно - спроси разъясню.
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: Ещтгы от Апреля 16, 2009, 11:33:45 pm
стоп-стоп. особо спорить не буду, но разве на втором электроде выделяеться кислород, а не окисляеться железо?
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: den all от Апреля 17, 2009, 08:40:10 am
Second Half

Важен результат и способы его улучшения.

Вот они:

(http://nerungriugol.users.photofile.ru/photo/nerungriugol/3304955/xlarge/83612189.jpg)

(http://nerungriugol.users.photofile.ru/photo/nerungriugol/3304955/xlarge/83612190.jpg)

Железо справа чистое. Единственный минус - восстановленное железо пришлось смывать губкой, то есть баки таким способом от ржавчины зачищать сложно (но можно).
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: den all от Апреля 17, 2009, 08:42:24 am
Dead_Krupey

На втором электроде (подкова) собых изменений не замечено, есть мелкие локальные улучшения. Но в целом - минус на деталь, плюс на любой электрод.
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: Second Half от Апреля 17, 2009, 09:28:38 am
Цитата: "Dead_Krupey"
стоп-стоп. особо спорить не буду, но разве на втором электроде выделяеться кислород, а не окисляеться железо?

Справедливый вопрос :)
Тут на самом деле тонкостей куча.
В зависимости от материала электрода, режима пропускания тока и состава раствора могут происходить разные вещи.
Был бы цинковый электрод и раствор, скажем, NaCl - цинк бы растворялся, а железо - нет. Всё зависит от потенциала окисления/восстановления. Я за давностью лет уже точных цифр не помню, но если абстрактно, то получается так:
Что такое окисление применительно к нашему процессу? Это отнимание электрона у атома. Восстановление - обратный процесс.
Источник питания - это насос, который перекачивает электроны с одного электрода на другой.
На элекроде "+" происходит отъем электронов у атомов, на "—" - присоединение.
Так вот, у какого атома будет происходить отъем электронов, зависит от того, какое количество энергии на это надо затратить, и какая разность потенциалов (dV) для этого требуется.
Допустим, у цинка dV=1В, у железа - 2В, у кислорода - 4В (я точные цифры не помню, но порядок именно такой).
Тогда, если мы пропустим через раствор ток при напряжении 1В - у нас начнет растворяться цинковый электрод. Если мы увеличим напругу до 4В - у нас начнет окисляться (!) кислород. Оба эти процесса будут идти параллельно. Если же мы дадим напругу в 12В, будут происходить все возможные варианты, но хитрость в том, что кислорода-то у нас в воде дофигища, поэтому процесс его выделения будет самым преобладающим.
На самом деле, очень сложно весь курс электрохимии запихать в 20 строчек :) Но если вам это интересно - попробую найти какой-нить учебник и освежить всё это в памяти :)
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: den all от Апреля 17, 2009, 09:35:46 am
Second Half

Есть смысл подумать над тем, как химически смывать восстановленное порошкообразное железо. Оно само не сходит, приходится оттирать губкой с моющим средством.
Это бы помогло построить метод очистки баков от ржавчины и надежной окраской их изнутри.

ЗЫ. Я про ортофосфорную кислоту знаю. Хотелосьбы придумать более щадящие методы удаления ржавчины.
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: Second Half от Апреля 17, 2009, 10:27:40 am
den all
А никак ты его кроме кислоты не смоешь.
На самом деле тут надо думать о том, как отчистить легко отстающую ржавчину, чтоб не тратить на нее киловатт-часы.
А то получается бестолоковое занятие.
Сначала мы восстанавливаем железо из ржавчины, а потом думаем, как бы его убрать. Не проще убрать сразу? :)
А довосстанавливать уже то, что само не отваливается. :)

зы. тут год назад в одном магазине видал забавный состав: преобразователь ржавчины в грунт. По уверениям производителя, эта жидкость преобразует ржавчину (гидроксид железа) в фосфатную пленку (если в курсе, кузова автомобилей на автозаводах именно фосфатируют перед окраской), по которой хорошо ложится краска.
ззы. а еще я слышал, что существует похожая хня, но она еще и слой цинка формирует на железе.
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: den all от Апреля 17, 2009, 10:38:51 am
Second Half

Ну...12 вольт и 1 ампер, это 12 ватт. Не такие уж заметны киловатт-часы получаются. :)
Если конечно не отмачивать таким образом выскковольтные опоры.

Американы не зря предлагают такой способ, им человеко-часы дороже обходятся.

ЗЫ. Рыхлые можно попытаться ультразвуком убрать, но тогда придется все заливать абразивной средой и в  ней "кипятить".

К тому же, восстановленное железо смывается легче (тряпочкой протереть) и его однозначно меньше чем ржавчины.
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: Second Half от Апреля 17, 2009, 10:45:20 am
den all
Таким образом, в моем пониманиии процесс подготовки к окраске бака изнутри должен выглядеть так:
1. Заливаем в бак раствор моющего средства + порошкообразный абразив. Долго встряхиваем, или запихиваем внутрь УЗ-излучатель и периодически поворачиваем и встряховаем бак, чтоб обработались все поверхности. Моющее ср-во нужно для растворения масляных и смолистых отложений. Абразив - для сдирания рыхлой ржавчины.
2. Промываем бак водой, затем слабым р-ром кислоты (2-5%) для удаления следов мыла. Потом снова водой.
3. Заливаем в бак преобразователь и долго встряхиваем и переворачиваем, чтобы обработать все поверхности, щелочки и трещинки.
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: den all от Апреля 17, 2009, 11:28:48 am
4. Повторить п.1.

При этом моющее средство собственно говоря не растворяет, а обволакивает пленкой ПАВ и отправляет в "свободное плавание" капли масел, жиров и главное - частицы ржавчины и восстановленного железа.
Оно потому и называется - моющее.
Для жира есть растворители (уайт-спирит, ацетон и т.д.).
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: Михаил от Апреля 17, 2009, 01:38:32 pm
Погодите... Чего то бултыхается в памяти, мне ж давным давно электрохимию преподавали.... Это мы описываем процесс гальванирования? Может просто покрыть бак изнутри чем то, используя тот же процесс? Может и глупость спрашиваю, никогда вживую не сталкивался, не помню ничерта. :)
А кстати большинство преобразователей ржавчины в рекламе способны образовать защитную пленку. В реале сталкивался с этим только однажды.
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: den all от Апреля 17, 2009, 01:48:50 pm
Михаил

Да хоть хромом покрыть,  главное - поверхность подготовить. :)

"Защитная пленка" не что иное как очередное инертное химическое соединение, ограничивающее контакт сплава из которого сдела бак с воздухом и водой.

По любому, сплавы железа в присутсвии серы там же в кристаллической структуре будут стремиться ржаветь из за образования электрохимических пар. То есть избежать сего процесса не удастся никогда. Или баки делать из чистого железа...или золота.
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: PlasmaNaut от Апреля 17, 2009, 01:58:21 pm
Цитата: "den all"
Или баки делать из чистого железа...или золота


Или из пластика.

Цитата: "Second Half"
тут год назад в одном магазине видал забавный состав: преобразователь ржавчины в грунт. По уверениям производителя, эта жидкость преобразует ржавчину (гидроксид железа) в фосфатную пленку (если в курсе, кузова автомобилей на автозаводах именно фосфатируют перед окраской), по которой хорошо ложится краска.


Собссно, ортофосфорная кислота это и делает...

ЗЫ. Бак по описанной методике можно обработать за нефигнафик. Потом его изнутри покрыть тем же KREEM Tank Liner со всеми предварительными составами. А снаружи - покрасить по вкусу. Сносу не будет.
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: Fucking_Mad от Апреля 17, 2009, 02:04:59 pm
а вааще какие преобразователи есть стоящие ?? так сказать опробованные в жизни??
мне вольву востанавливать нуно:)))
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: den all от Апреля 17, 2009, 02:08:57 pm
PlasmaNaut

Вот кстати неплохая идея на счет пластика. Каркас, армирование, обклейка и т.д.

Я бы вот нижний бак повторил из чего нибудь нержавеющего. Хоть из меди спаять....
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: Гена от Апреля 17, 2009, 02:14:59 pm
Из меди тяжеловат будет, мож с люминя?
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: Гена от Апреля 17, 2009, 02:16:19 pm
Мечтаю верхний увеличить а нижний удалить  :roll:
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: den all от Апреля 17, 2009, 02:26:18 pm
Гена

медь паять можно, а люминий только чеканить.
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: Михаил от Апреля 17, 2009, 02:32:34 pm
den all
А ведь гальванирование кажись позволяет покрыть один металл тончайшей пленкой другого? Может про золото - не такая уж и шутка? Кто тут химик, убейте светлую мечту мерзкими фактами... а то в общем купить колечко не так уж и круто, если бак не будет ржаветь...
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: den all от Апреля 17, 2009, 02:42:03 pm
Михаил

Ну в ювелирке очень часто применяют покрытия родием (родирование), получается яркое, зеркальное покрытие белого цвета. Покрывают гальваникой, деталь зажимают в одном электроде, а покрывают, при помощи специального пропитанного раствором электролита с хлористым родием, "фломастера" с другим электродом внутри.
Главное за деталь не держаться и чтобы руки сухими были. :)
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: Гена от Апреля 17, 2009, 02:47:57 pm
Денис, я про пайку меди помню, люминь просто легче и  аргоном тож мона токо сложнее с аргоном. Пайка проще. И где листовую медь берут?
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: den all от Апреля 17, 2009, 02:53:05 pm
Гена

У кровельщиков.
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: Гена от Апреля 17, 2009, 02:57:56 pm
Кровельщики вроде оцинковкой токо :roll:  а для чего медь пользують?
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: den all от Апреля 17, 2009, 03:06:13 pm
Гена

Крыши кроют, трубы делают и т.д. Тока понятно что не для простых граждан, но все же спрос есть.
В штатах кстати водопроводы медными турбами прокладывают, а места стыков запаивают газовой горелкой и специалным густым припоем с оловом.
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: Second Half от Апреля 17, 2009, 03:19:41 pm
den all
Им хорошо... у них меди дохуа в америке  :evil:
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: Гена от Апреля 17, 2009, 03:24:02 pm
Цитата: "Second Half"
den all
Им хорошо... у них меди дохуа в америке  :evil:

ага, наши её всю туда сдали :lol:  теперь сраную проволочку хрен найдёшь :evil:
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: PlasmaNaut от Апреля 17, 2009, 04:23:11 pm
Гена

Ой, да ладно. Кондиционирование все медными трубами делается.
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: Ещтгы от Апреля 17, 2009, 05:20:50 pm
Цитата: "den all"
Михаил
Ну в ювелирке очень часто применяют покрытия родием (родирование), получается яркое, зеркальное покрытие белого цвета. Покрывают гальваникой, деталь зажимают в одном электроде, а покрывают, при помощи специального пропитанного раствором электролита с хлористым родием, "фломастера" с другим электродом внутри.
Главное за деталь не держаться и чтобы руки сухими были. :)

хе, сначала показалось радием)

кста на счет защиты именно от ржавчины. т.к. я железодорожник, нам обясняли, как защищают рельсы и собственно вышепомянутые стыльные фермы высоковольтных линий. кароч подключают к такому столбу коробочку с магнием или люминием (в приныипе ели посмотреть по электроотрицательности можно много чего). так вот грубо говоря эти металы на себя утягивают кислород и окисляються сами, при этом железка отсаеться невредимой. глвное незабывать менять метал в коробке.
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: den all от Апреля 17, 2009, 08:01:55 pm
Second Half
Гена

Меди везде хватает. А щас она еще и подешевела в два раза. Кризис нах, увы. :)

Dead_Krupey

Садись два! :)
Лучшая защита ВВ опор - это несворованная краска. Рельсы быстрее изнашиваются от колесных пар, нежели от ржавчины. Да и вообще, железка не должна простаивать так долго, что даже ржой покроется.

А потенциал на железной конструкции вещь интересная, но сдаецца мне, что жэто все таки больше чьё то "рационализаторское предложение", подтвержеднное несколькими опытами и внедернное в связи с тем, что "надо что то внедрять иначе сократят".
Серьезного распространения этот метод не получил.
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: Ещтгы от Апреля 17, 2009, 08:18:22 pm
ыыы, ну тогда нах всю систему образования миита. слух, бушь мне преподавать, за пиго хотяб?)
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: Serg от Апреля 17, 2009, 08:20:31 pm
Dead_Krupey
О. Электрохимическая защита. Пробовал такую на авто прикручивал куски цинка к кузову. Рядом с ним точно не гниет. Гниет чуть дальше. Для железки может и вариант, для авто не катит :(
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: Ещтгы от Апреля 17, 2009, 08:22:12 pm
ну дак я и говорю, всзять что-нить посильнее, магний например.
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: den all от Апреля 17, 2009, 08:27:46 pm
Dead_Krupey

Ябвастамподавилвсех! Шаритесь через дорогу как полоумные! Мента поставили, светофор есть и все равно, пох...через дорогу по диагонали в наушниках! :)

Здесь учись. Спрашивай, ответим. :)
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: Ещтгы от Апреля 18, 2009, 10:52:28 am
den all
то не я, то сраные гуманитарии, у меня ж 7-ой корпус там мента нет(
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: den all от Апреля 18, 2009, 12:15:32 pm
Dead_Krupey

 :beer:
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: Charger от Апреля 19, 2009, 12:26:25 pm
den all
На счёт так назыавемой "Анодной защиты" - не думаю, что это просто чьё-то рацианализаторское предложение,  трубы газопровода высокого давления тоже так защищают.
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: den all от Апреля 19, 2009, 03:36:52 pm
Charger

А продавать тогда когда их? Неправилньо это, иначе барыгам нечем кормиться будет. :)
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: komisar от Апреля 19, 2009, 06:43:13 pm
Кто хочет попробывать отполировать алюминий,может попробывать состав-Тринатрийфосфат 250-380г.л.Кальцинированная сода 180-300г.л. Сорбит 20-50 г.л.Температура раствора 80-90.продолжительность 10 мин.Ток 4А на квадратный дециметр площади.Катоды из стали 12Х18Н9Т(можно наверное из другой,но пишу,как написано...)Далее без промывки,обработать повторно,но при температуре70-80 градусов,в течении 10 мин,но при плотности тока 6А на дециметр кв.Это из справочника гальваника...Там есть и полировка стали,но нужны ортофосфорная,серная кислоты и хромовый ангидрид...
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: Гена от Апреля 19, 2009, 06:56:36 pm
Ябвастамподавилнах!!!! Меди у нас почтинеосталосьнах всё уроды "медники" подчистили :cry:  и какиенах кондишены, - Плазма? Что мне кондиционеры разбирать? Денис, все самовары к вам, в первопрестольную свезли. за баксики :roll:  А из медного самовара, как раз бы вышел поджопный бачочег :lol:
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: PlasmaNaut от Апреля 19, 2009, 07:24:48 pm
Гена
Чо злой такой? Кто тебя обидел?
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: Гена от Апреля 19, 2009, 07:39:45 pm
Да не злой я, Плазма,просто - натурально, медь листовая дефисыт однако. В натуре, растащили всё уроды :roll:  а покупать деньгов нема :cry:  Раньше под ногами валялась, почти буквально.
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: Михаил от Апреля 19, 2009, 08:27:44 pm
Charger
Вообще то "катодная защита". Трубопроводы и правда защищают. Пробовали продавать комплекты для защиты авто. Выглядит так - вокруг прикрученного к днищу электрода 15-20см не ржавеют. Остальное все ржавое нах :D  Под авто-мото не катит...
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: den all от Апреля 19, 2009, 10:49:51 pm
Гена

Не вздумай самовар ломать! Съем! Шлисюданах! :)

ЗЫ. Ну из латуни или бронзы. Давно был на вашей деревенской металлобазе? В конце концов в Тагиле есть. :)
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: Glory от Апреля 20, 2009, 12:20:55 am
Гена
Вари из столового серебра.
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: Гена от Апреля 22, 2009, 08:33:39 pm
Glory, у меня и стулового нету, не то что - столового :lol:  Денис, самовары нонче в цене, особенно медные (один продашь и можно литровую Виражку брать) К нам за всякой древней шнягой, москвич какой-то ездить :wink:  До Тагила сотни три ехать, и там родни нема :roll:  Но самовары рулят, у них уже и заливные горловины есть и краники всякие :lol:
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: den all от Апреля 22, 2009, 09:46:17 pm
Гена

Мой. Собственный. :)

(http://nerungriugol.users.photofile.ru/photo/nerungriugol/3676292/xlarge/82327567.jpg)
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: Глюкъ от Апреля 22, 2009, 10:37:50 pm
Охниибаццаврот... Из такого бы бражки глотнуть...
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: den all от Апреля 22, 2009, 10:52:16 pm
Глюкъ
Вот так всю страну проили! Из самоваров! :)
Название: Как за бугром борются с ржавчиной.
Отправлено: ton от Апреля 24, 2009, 11:41:22 am
А мы с своё время за разливным пивом ходили с самоваром.. Ну не было больше никакой свободной тары, чё ж поделать?  :D