Гараж > Технические статьи

Как проверить зарядку, реле-регулятор и генератор

(1/24) > >>

Applikator:
Что-то много получается разобью на три темы :) Ремонт генератора и реле отдельно сделаю.
Доброго всем здоровья!
И так, по многочисленным просьбам решил засесть за написание статьи. Кто бы мог подумать. Что я буду писать про генераторы и регуляторы. Но обстоятельства вынудили изучить этот вопрос довольно глубоко. Что-то напишу от себя, что-то возьму из других источников ибо лень переписывать одно и тоже, да и на единоличное авторство не претендую. Если, что-то забуду, говорим не стесняемся))) буду корректировать.

Надеюсь мои скромные труды оценятся народом и властями и статью прилепят, что бы не пропадала. Судя по летним наблюдениям вопрос животрепещущий)

Конструктивная критика то же приветствуется, но не жёсткая-это всётаки мой первый научный труд)))

Начну с «Разрядился аккумулятор, проверяем генератор и реле-регулятор»:
Обнаруживается это двумя способами( если нет вольтмера, который я настоятельно рекомендую установить, дабы избежать сюрприза особенно в дальнобое) заглушил и не завёлся или заглох прямо на ходу. Второе случилось со мной, в мае, в 80км от Питера при попытке вернуться в Нижний Новгород.

Первым делом достаём мультиметр, чисто случайно оказавшийся у нас с собой). Сразу замечу, что без него вообще ничего, не сделать из того, что я буду описывать ниже. Стоит он не много и разобраться как им пользоваться может, любой, окончивший среднюю школу троечник, как я). Ставим ручку мультиметра на измерение 20В постоянного тока, подключаем к аккумулятору и смотрим, если показывает 12,6-12,9В, то значит это нормально заряженный аккумулятор и читателю в другую тему про проводку, клеммы, свечи, карбы и т.д. Если заряд меньше, то возможно Вы наш клиент)

Отступление: Стартер на Вираге(по крайней мере моей) перестаёт крутить ниже примерно 11,5В, а глохнет на ходу при падении напряжения где-то до 10В. Да и если показания Мультиметра с минусом, то вы перепутали полярность подключения щупов)

И так, уровень заряда у нас низкий, тащим аккумулятор на зарядку, он нам понадобится заряженный для некоторых измерений. Далее, пока аккумулятор заряжается проверяем от нечего делать реле и генератор. Снимаем сиденье, находим провода идущие от Реле-регулятора с двумя клеммными колодками: одна, чёрная на три провода(фазы с генератора), друга на один(красный, плюс) провод.

 Разъединяем их, достаём мультиметр, ставим ручку на измерение диодов, если такого на шкале нет(есть и такие приборы), то ставим на измерение сопротивления, примерно так на 2000 Ом.

 После чего подсоединяем плюсовой щуп мультиметра к плюсовому проводу РР(тот что один, красный), а минусовой поочерёдно к клеммам чёрной колодки. Если показывает бесконечность, как правило цифра 1, то всё нормально.

Теперь меняем щупы мультиметра местами. Должны высвечиваться трёхзначные цифры, примерно одинаковы на всех трёх замерах, у меня 525 Ом показало.

Потом проделываем тоже самое по схеме минусовай щуп на массу, плюсовой на фазы и плюсовой на массу, минусовой на фазы. Так же должно в одном случае показать бесконечность, в другом циферки. Любое, серьёзное отклонение, особенно если вместо бесконечности циферки или вместо цифор бесконечность- Реле на помойку, ну или можно расковырять и попытаться починить.

Предположим, что Реле(вернее диодные мосты) исправно порадуемся и перейдём к проверке генератора, а точнее статорных обмоток. Для этого нам понадобится вторая половина, чёрной колодки(три провода), которую мы отсоединили от РР. Ставим ручку мультиметра на измерение минимального сопротивления но больше, ну скажем 2-х Ом( у меня 200 Ом). Теперь один щуп на массу, другой поочерёдно к трём фазам. Если показало бесконечность, замыкание на массу отсутствует. Если друкое- сушите вёсла(((.

Далее проверяем на межвитковое замыкание, для этого подключаем щупы по парно к фазам, то же три измерения.

 По Кляймеру нормальным сопротивлением должно быть 0,5 Ом, но скорее всего покажет больше(главное чтобы все три измерения были одинаковыми), потому, что, наверняка, читатель будет пользоваться трёхсот рублёвым Китайским мультиметром))) А они врут. У меня показывал 1,4 Ом Потом на просторах интернета я нашёл способ как это проверить. Нужно на измерении сопротивления замкнуть щупы между собой и посмотреть что покажет. У меня показал 0,9 Ом. 1,4-0,9= О чудо! 0,5 Ом))) Но к сожалению и это ещё не доказывает, что генератор исправен, по тому, что межвитковое штука хитрая и без нагрузки может не проявляться и найти его можно только специальным нагрузочным  Омметром, а его хрен где достанешь и он громоздкий. Если сопротивление на фазах разное значит ещё поживёт какое то время, но не долго.

Для дальнейших проверок нам понадобится нормально заряженный аккумулятор. Но так как запасного  у нас нет, а свой зарядится не быстро, то эти действия мы отложим до завтра. К тому же рабочий день у меня заканчивается и мне скоро пора будет валить домой.
 

Applikator:
Продолжим.
Аккумулятор зарядился, ставим на мотоцикл. Продолжаем проверять генератор, пока он отключен от РР. Выставляем мультиметр на измерение переменного тока, на 200В. Заводим мотоцикл и проводим те же манипуляции, что и с измерением межвиткового. То есть, попарно подключаем щупы к фазам генератора. Смотрим какое выдаёт напряжение. Считается, что на холостых генератор должен выдавать около 20В(как у меня). С повышением оборотов, напряжение должно расти.
Если есть разность в показаниях на фазах или существенно ниже напряжение, значит где-то сидит межвитковое замыкание. В случае с низким напряжением может оказаться, что размагнитился ротор. Но как это проверить я не знаю.

И так, генератор исправен. Глушим двигатель, подключаем Реле-регулятор и опять заводим. Мультиметр в положении измерения постоянного тока 20В. Щупы на клеммы аккумулятора, смотрим показания.

ВНИМАНИЕ! Кто бы, что ни говорил, но если исправный генератор, исправное, качественное РР, то нормальное напряжение бортовой сети должно быть 14,2В +/- 0,2В При ЛЮБОЙ нагрузке в пределах мощности генератора и на ЛЮБЫХ оборотах, и без всяких «соплей» напрямую с реле на аккумулятор))). Всё остальное «ПРЕДЕЛЬНО-ДОПУСТИМЫЕ НОРМЫ» и говорит о каких либо косяках. Возможно просто окислились или ослабли контакты.

У меня сейчас держит на холостых 14,3В при включенной фаре, подключенном регистраторе, включенном на полную мощность подогреве ручек, нажатом тормозе и включенном поворотнике).


Ещё как пример приведу свой старенький Гольф3. Стабильно держал 14,2В И только когда я включал всю возможную нагрузку с обогревом стекла, печкой, магнитолой, аварийкой и т.д. напряжение падало до 13,9В. Когда же я по независящим от меня причинам сделал КЗ, да так, что с генератора дымок пошёл, напряжение стало падать. Чем больше подключаешь тем ниже напряжение вплоть до 11,4В.

Так, что если напряжение больше 14,5В для кислотных и 15,5В для необслуживаемых(гелевых)-это уже не хорошо, значит скорее всего погорел стабилитрон в РР отвечающий за ограничение выходящего напряжения. Если ниже 13,4В, то же ничего хорошего-стабилитрон, контакты, диодный мост, генератор.

Как там... Ту би континью или продолжение следует)

Adolfo_Sigurro:
Привет. С удовольствием прочитал тему и решил по весне этим заморочиться всем... Просто на всяк пожарный....

Но во время прочтения у меня возник дикий вопрос, и так по порядку:
Лето в том сезоне было голименькое, поэтому мот простоял 1.5 месяца без дела. Когда наконец-то я решил прокатиться, то выяснил что акум сел... Включил его на зарядку. Естесно ближайшие 2-3 часа мне было нечем заняться, пока он заряжается. Зарядка автоматическая, т.е. включаешь севший акум она подает примерно 4.5 Ампер. По мере зарядки ток падает, когда он упадет до 1.5 - 1Ампер, акум можно считать заряженным...

Так вот, от нечего делать стал мерить напряжение точных цифер не помню, но это было более 100 Вольт. По мере зарядки ток падал, напряжение соответственно тоже, а скука возрастала... Начал я при каждом замере по закону Ома высчитывать сопротивление акума, оно оказалось постоянным...

В итоге вывод, при токе зарядки около 2 Ампер (вполне умеренная зарядка), напряжение было где-то 70-80 Вольт.... А на мотоцикле судя по твоим словам 14 Вольт. Это значит что ток совсем мизерный, получается акум почти не заряжается? Или я что-то дико не понимаю?

Просто интересно, как он заряжается при таком напряжении...... Он же заряжается.....

Applikator:
Так на машине он всегда и заряжается дольше. К тому же я так думаю что всё таки генератор служит для обеспечения током приборов и поддержания аккумулятора в заряженном состоянии, а не для его зарядки. Потому и рекомендуют заряжать зарядником.

Adolfo_Sigurro:
ХМ. Просто мне очень многие при севшем акумуляторе (в частности на машине) говорили : Щас толкнем, а потом поедешь он зарядится..... Выходит это не так? Надо заряжать дома? А самое интересное, что действительно, поездил и потом нормально заводится, значит зарядился......

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии